Совсем недавно у главы администрации Тамбова Петра Черноиванова проходило совещание, на котором рассматривался вопрос о возвращении в тамбовский «Спартак» Владимира Ковылина. Мы обратились за комментариями к самому Владимиру Александровичу, а также к нынешним руководителям клуба Александру Хальзову и Сергею Первушину.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПРИНЯТЬ КОМАНДУ НЕ БЫЛО
- Владимир Александрович, насколько мне известно, поднимался вопрос о вашем возможном возвращении в тамбовский «Спартак». Как вы можете это прокомментировать?
- На сегодняшний день я не имею работы, и, разумеется, любые варианты рассматриваются. Но как такового предложения принять команду не было. Да, обсуждалась возможность моего назначения, но в итоге руководство решило оставить всё на своих местах и дать ныне работающим в команде людям возможность проявить себя.
- Вы считаете, что могли бы лучше работать с командой?
- Каждый имеет право на своё мнение и, как мне кажется, клуб утрачивает те позиции, которые он имел ранее во второй лиге и вообще в российском футболе. Даже с теми игроками, которые сейчас есть в клубе, я вижу возможности для усиления игры. Хотя вот выиграли вчера на выезде (интервью проходило после игры в Орехово-Зуево – прим. автора), пусть и соперник не самый сильный, но, тем не менее, очков прибавилось. Настораживает то, что в команде явный перебор иногородних футболистов. Да, и раньше мы приглашали ребят из других городов, но их было всего 4-5, и, как правило, они становились лидерами клуба, усиливали и определяли игру в «Спартаке», но костяк команды всё равно был из местных. И это при том, что тамбовские ребята, также как и сейчас, постоянно уезжали в более благополучные клубы. Сейчас очень много наших тамбовских воспитанников играет на разных уровнях. Собрать бы эту всю компанию обратно, было бы другое дело…
- Высказывались предложения о вашем приглашении в тамбовский клуб не в качестве главного тренера, а, к примеру, консультанта или какую-то другую должность. Как вы отнеслись бы к этому?
- Пока нет конкретных предложений, не о чем и говорить. Когда поступит, тогда и рассмотрю. Вообще я очень хотел бы, может быть не сейчас, через 2-3 года набрать мальчишек, вернуться к тому, как я начинал работать. Я два года назад побывал на стажировке в Испании, там люди работают совсем на другом уровне, система выстроена с самого начала. Надеюсь, и у нас это всё впереди…
- Если представить ситуацию, что вы всё же возвращаетесь в «Спартак», то вы стали бы работать с другими людьми или оставили бы существующую команду специалистов?
- Так вопрос не стоял, что я вам революционер что ли… Сейчас в «Спартаке» работают люди, с которыми мы вместе провели немало лет. Хальзов, Первушин, Никифоров – все играли или работали у меня в команде. А по поводу возможной работы с Хальзовым могу сказать, что здесь всё зависит скорее от него, а не от меня. Если брать существующее положение дел, то оно меня не устроило бы. Есть тренер, который должен работать с командой и отвечать за результат. А сейчас получается какой-то симбиоз непонятный, когда Хальзов может с трибуны давать указания игрокам и тренерам. Это недопустимо. В Рязани у меня тоже были попытки таких вмешательств, но я им сразу сказал, если хотите, то руководите командой сами, значит, главный тренер вам не нужен. И так во многих командах. Может это новое веяние, не знаю… Я считаю, каждый должен заниматься своим делом… А вообще, что изменилось с приходом нового руководства в клуб? Как не было финансирования, так его и нет. Автобус вот купили новый – хорошо. Но и в наше время было даже три автобуса, один пришлось отдать, потому что дорого их содержать.
- Насколько я знаю, единственный хороший автобус, купленный на деньги, вырученные от трансфера Жиркова, клубу не принадлежал и не принадлежит до сих пор…
- Автобус был оформлен на Байбекова, как на частное лицо, из-за того, чтобы меньше платить налогов и упрощения его оформления. А как он ушёл из клуба, к этому автобусу и близко никто не подходил и им не пользовался.
- А почему тогда «Спартак» первую половину сезона ездил на стареньком «Икарусе»?
- Потому, что не был оплачен техосмотр. Насколько я знаю, Байбеков был не против его пройти, не знаю, почему они там вовремя не договорились. Вообще я здесь судить не берусь, моё дело футбол, всех подробностей я до конца не знаю.
- Каковы причины вашего ухода из «Рязани»?
- Мы расстались с рязанским руководством по обоюдному согласию. Не хочу сейчас искать каких-то оправданий, но были объективные причины не самой лучшей игры команды – у нас было 6 травмированных игроков. Но здесь дело не только в плохой игре, также есть ещё достаточно причин, которые к футболу отношения не имеют. Интриги разные имели место. Сейчас это вообще общая тенденция, возьмите то же московский «Спартак».
- Предложений от других клубов к вам не поступало?
- Месяц назад, когда Цымбаларь уходил из Нижнего Новгорода, мне звонили оттуда, но всё так и осталось на уровне предварительных переговоров. А вообще хочется работать поближе. Я полтора года пробыл в Рязани и в полной мере испытал, как тяжело быть оторванным от дома.
_______________________
Сергей Первушин и Владимир Ковылин после матча в Рязани
После разговора с Владимиром Александровичем и дабы рассмотреть это дело с другой стороны я посчитал нужным обратиться к нынешнему руководству футбольного клуба «Спартак» Тамбов для того, чтобы получить их точку зрения по данному вопросу. В разговоре принимали участие генеральный директор Александр Хальзов и начальник команды Сергей Первушин.
СТАВКА СДЕЛАНА НА МОЛОДЫХ
- Сейчас активно обсуждается возможность возвращения в команду Владимира Александровича Ковылина. Прокомментируйте, пожалуйста, эту ситуацию.
Александр Хальзов: - Да, был такой разговор. Мы встречались с Петром Петровичем Черноивановым и обсуждали подобную возможность, но в итоге от этой идеи решили отказаться. Пётр Петрович ещё перед тем как собрать совещание с участием футбольной общественности приходил в клуб, общался с тренерами, игроками и, видимо, увидел, что сейчас у нас сплочённый дружный коллектив и смысла что-то менять нет. У нас есть команда активных здравомыслящих молодых специалистов и ставка сделана на них.
- Скептики утверждают, что команда утратила былые позиции…
Александр Хальзов: - А это смотря что с чем сравнивать. Да, если говорить о второй половине 90-х, то там ситуация была более благополучная. Мы сами играли в той команде, и у нас были возможности ставить перед собой высокие задачи, прежде всего из-за того, что подбор игроков был весьма приличным. Но вы помните, в каком состоянии мы приняли клуб в прошлом году? Команда катилась вниз и в игре и в организации: заняла в 2006 году 13-ое место и чуть было не лишилась профессионального статуса. Вот тогда и были утрачены статус и репутация. А мы, приняв команду, создавали её с нуля, а никак не с тех позиций, которые были много лет назад. На контракте в клубе тогда было только четыре футболиста. Несколько месяцев не было финансирования. Доходило до того, что на тренировочные матчи в соседние области мы ездили на своих машинах, заправлялись за свой счёт, игроков кормили. Вопрос тогда стоял о выживании, а вы говорите позиции…
Сергей Первушин: - А Владимир Александрович тогда ушёл в благополучную Рязань и забрал с собой ведущих игроков. Вы посмотрите на турнирную таблицу: выше нас команды, у которых бюджет 50 миллионов, ниже, у которых 30 миллионов. А мы со своими четырнадцатью ещё умудряемся идти в середине. Перед нами вообще никаких задач не стояло перед сезоном, потому что с таким бюджетом грех их ставить… Мы сами поставили себе цель войти в десятку и можем стать заложниками этой ситуации, если вдруг сделать этого не сумеем. Хотя сейчас от восьмого места мы отстаём всего на три очка, но такая же ситуация вполне возможно возникнет и на финише сезона и получится, что мы вроде как задачу не выполнили.
- Вам не кажется, что в команде слишком много иногородних футболистов?
Александр Хальзов: - Так было и раньше. Половина основного состава была из других городов, вторая половина – тамбовские ребята, также дело обстоит и сейчас. Если вспоминать 96-ой год, то в клубе было шестеро иногородних, и они играли не последние роли в команде. Но и тамбовские не терялись, мы вон с Сергеем Александровичем стали лучшими бомбардирами нашей пятой зоны (Хальзов забил 25 мячей в чемпионате, Первушин – 19 – прим. автора), а команда заняла первое место. Но тогда возможностей для комплектования состава было куда больше. В прошлом году мы пытались сделать ставку на местных ребят, просматривали и пробовали всех кого только могли, и в первом круге, если помните, несколько раз опускались на последнее место. Разумеется, нас это не устраивает, и мы ищем варианты.
Сергей Первушин: - Мы сейчас приглашаем футболистов, которые по каким-то причинам оказались не востребованы в своих городах. Да и почему мы не можем их привлекать, что это за предрассудки? Саша Харин, Дима Сухоруков, Андрюха Овчинников оказались не нужны в Липецке и Воронеже, но мы видим, что они хотят играть, стараются как могут, глаза у них горят, и они очень помогают команде. А видели, какую форму набрал Кирилл Лоскутов в последних матчах до травмы? Вообще претензий никаких. Сейчас он вернулся, а до этого месяц восстанавливался дома, казалось бы, мог позволить себе расслабиться, однако приехал в полном порядке, абсолютно без лишнего веса. Почему мы не должны ему доверять, если он ответственно подходит к делу? Разумеется, мы хотели бы приглашать больше местных, но если их пока нет, то что же делать… Саталкин, Миломаев, Девичинский только засветились где-то, то, пожалуйста – они в команде. Сейчас вот подключили к тренировкам с клубом ещё двух тамбовских ребят – Лёшу Куликова и совсем молодого Женю Подольского. Пока пообвыкнутся, а со следующего сезона планируем заявить их.
У нас есть идея сделать некую ступенчатую структуру клуба. Чтобы в одной команде играли совсем молодые ребята, одиннадцатиклассники. Следующей ступенью стал бы «Технохим», где эти парни проходили бы уже обкатку, перед тем как попасть в основную команду. Геннадий Михайлович со своим опытом мог бы их многому научить, и их можно было бы постепенно подтягивать к играм второй лиги. Но федерация футбола не пошла навстречу и запретила участвовать в матчах нашего фарм-клуба более чем двум нашим игрокам и эта идея, соответственно, отмелась…
- Александр Иванович, в ваш адрес высказываются претензии, что вы зачастую можете принять решение за главного тренера. Так ли это?
Александр Хальзов: - Подобное если и могло быть, то только в прошлом сезоне. Тогда, если помните, я в нашем с вами разговоре заявлял, что беру на себя ответственность за всё, что происходит в команде, в том числе и за игру. Сейчас ситуация изменилась и последнее слово по игровым моментам только за Сергеем Александровичем. За матчами я наблюдаю с трибун и иногда мне лучше видно какие-то тактические моменты, и, разумеется, в этом случае я могу что-то подсказать, посоветовать, но не более. Мы одна команда и занимаемся общим делом. А если бы каждый из нас делал только то, что предписывает должностная инструкция, то у нас много ещё чего не было бы…
Сергей Первушин: - У нас вообще такого нет, что кто-то сказал, значит так и должно быть. Все решения мы принимаем вместе.
Александр Хальзов: - Ну да, в команде же есть ещё Валерий Никифоров, Максим Титов, Владимир Филиппович – все они футбольные люди и всю жизнь варились в этой атмосфере и мы не можем не считаться с их мнением. А Геннадий Михайлович Матвеев и вовсе обладает бесценным тренерским опытом, который нам не просто важен, а необходим. Поэтому все важные решения мы принимаем сообща и в этом отношении у нас определённая демократия.
- А что там за тёмная история с автобусом? Почему вы не могли им пользоваться весь сезон?
Александр Хальзов: - За этот автобус не был уплачен налог за 2005 и 2006 годы в размере около 70 тысяч рублей, поэтому нам не разрешали пройти техосмотр. Я принял команду в 2007, как вы знаете. Байбеков нам поставил ультиматум, мол, мы платим налог, а он даёт документы на прохождение техосмотра. Но как вы себе это представляете, если автобус оформлен на него как на частное лицо? Получается, мы заплатим налог из денег клуба за автобус, который принадлежит господину Байбекову? На основании каких документов я это должен сделать? Из каких средств? И главный вопрос, почему он за него не платил, когда руководил клубом? Но теперь всё вроде бы разрешилось: администрация города возьмёт на себя долги по налогу, и автобус перейдёт в её собственность, а мы будем иметь возможность пользоваться им. К тому же совсем недавно мы приобрели новый хороший автобус, причём, хочу подчеркнуть, не потратили на это ни копейки бюджетных средств. За всё время существования «Спартака» это единственная нормальная машина, которая принадлежит именно клубу. И ребятам удобнее, там климат-контроль, телевизоры, комфортнее намного конечно.
- Как бы вы отнеслись к ситуации, если бы Владимир Ковылин пришёл в клуб?
Александр Хальзов: - Вы поймите правильно, личной неприязни к Ковылину у меня нет и не было. Но у нас уже есть определённая стратегия развития клуба, и мы хотели бы её придерживаться. Вы думаете, он сейчас придёт и всё сразу станет хорошо? Главная проблема – отсутствие средств. В 2006-ом их тоже не было, и выступление клуба не устроило никого. Зрителей по 500 человек стало на матчи приходить… Сейчас потихоньку люди начинают снова идти на футбол, мы за первую половину сезона на билетах уже заработали столько же сколько за весь прошлый год, так что прогресс есть. В Рязани у Владимира Александровича возможностей было гораздо больше, но сейчас они ниже нас в таблице. А от других клубов к нему интереса что-то не видно пока…Дмитрий Дмитриев
Сайт Тамбовспорт |