Говорят, прелесть футбола в том, что он не рационален. Не рационален тогда, когда аутсайдер турнира с разгромным счетом выигрывает у лидера; тогда, когда ошибка арбитра переворачивает ход матча с ног на голову; тогда, когда никому не известный юнец, заменяющий игрока основного состава в одиночку добывает своему клубу победу; наконец тогда, когда одна команда создает уйму моментов, но проигрывает противнику, ударившему всего лишь раз в створ ворот. После вчерашнего матча это иррациональность футбола особенно бросалась в глаза. И прелести в этом никакой не виделось …
А между тем, «Спартак» подошел к матчу с «Мордовией» с таким грузом поражений, что победа была нужна как воздух. Что называется, «Спартаку» нужно было реабилитироваться перед своими болельщиками. И надо сказать, что болельщики не подкачали. Да, их было не так уж много по меркам Тамбова – всего 1000 человек (по официальным данным). Но, учитывая весь тот негатив, который сейчас присутствует вокруг команды, цифра впечатляющая. Конечно, можно предположить, что зрители пришли потому, что матч проходил в выходной. Но хотелось бы верить, что тамбовчане пришли поддержать команду в непростой момент. И, кстати, на протяжении всего матча я лично не слышал, чтобы болельщики критиковали с трибун игру команды.
Стартовый состав «Спартака» удивлял. То, что в воротах стоял Ермаков, выглядело вполне логичным. Хотя, как показал матч, именно с выбором вратаря Первушин совершил главную ошибку. Первым сюрпризом, который приготовил тренерский штаб «Спартака», явилась рокировка Рыбакина и Лопатина. Соответственно, Дмитрий занял место Алексея в центре обороны, а Лопатин играл единственного опорника. Вторым сюрпризом стало отсутствие в стартовом составе Лоскутова и Коробова. Но если Сергей действительно выглядит в этом сезоне тенью себя самого прошлогоднего образца, то отсутствие Кирилла вызывало недоумение. В итоге полузащита тамбовчан выглядела так: справа играл Харин, который провел потрясающий матч, в центре позицию Коробова закрывал Неучев, а слева Голяков вновь выполнял функции хавбека. Неудивительно, что «Спартак» начал игру с двумя форвардами. Олег Саталкин играл таранного нападающего, и весь матч успешно цеплялся за верховые мячи, сбрасывая их играющему на острие Овчинникову.
До матча интуиция подсказывала, что игра будет не зрелищной, с малым количеством опасных моментов и голов. Но уже в самом начале встречи все эти предчувствия улетучились. Не успел арбитр дать свисток к началу матча, а диктор стадиона объявить составы, как гости забили гол. Казалось бы не представлявший особый опасности штрафной, назначенный на правом фланге почти у линии ворот Снимщиков мастерски превратил в гол, забив прямым ударом. Но, надо сказать, что гол все же на совести Ермакова. Дмитрий, как позже поведал на пресс-конференции Первушин, был уверен, что последует навес. Поэтому прогнал от штанги Саталкина. Наверное Дмитрий посчитал, что Олег принесет большую пользу в штрафной площади. Но вот почему наш вратарь не попросил кого-нибудь другого расположиться у штанги, к примеру Неучева, непонятно. Но, говорят, на ошибках учатся. Теперь, уверен, таких ситуаций у Ермакова в карьере больше не будет. Но цена такой ошибки оказалось очень высока. «Спартаку», и без того пребывающему в непростом психологическом состоянии, пришлось фактически начинать матч со счета 0:1.
Но к чести ребят, они не сломались, а включили высокие скорости и начали создавать один опасный момент за другим. И уже спустя пять минут после пропущенного гола, спартаковцы сравняли счет. Кто-то из полузащитников "Спартака" (как показалось Харин) вывел отличным пасом Овчинникова один на один, и Андрей мастерски переиграл голкипера гостей, забив столь нужный Тамбову гол. Команда после этого не успокоилась. В следующие десять минут «Спартак» имел три роскошных момента, чтобы выйти вперед. Но каждый раз не хватало чего-то совсем маленького, чтобы забить. Особенно обидно было, когда Олег Саталкин в штрафной выдал тонкий пас на Овчинникова, оставив не удел вратаря, но Андрей умудрился попасть сильным ударом в кого-то из игроков гостей.
После этого игра слегка успокоилась. «Мордовия» старалась контратаковать, но защита «Спартака» хорошо справлялась со своими обязанностями. Игру всколыхнул момент, когда вратарь гостей, выбивая кулаком мяч, сбил в штрафной Неучева. Момент был, что называется, на усмотрение арбитра, и тот, активно жестикулируя, показал Игорю подниматься. «Спартак» вновь активизировался. В одном из моментов Андрей Овчинников выскочил из-за спин защитников и пробил в прыжке коленом по воротам, но как назло именно туда, где стоял кипер гостей. Почти сразу после этого, Саталкин едва не замкнул подачу с углового. Спартаковцы хватались за голову, не понимая, как может так не везти.
Обычно говорят, «не забиваешь ты, забивают тебе». Но хочу сказать, что в этот вечер такая мысль в голову не приходила, так как «Спартак» вчистую переигрывал «Мордовию». Но гол все же случился. И опять из ничего. Парусов совершил, как показалось, совсем не обязательное нарушение на правом фланге обороны. Последовала подача в штрафную, где, как это бывало уже в других играх тамбовчан, началась какая-то необъяснимая паника. И в этом хаосе Курочкин, еще недавно игравший за московское «Динамо», забил столь нелогичный гол. Получается оба гола «Спартак» пропустил со «стандартов».
Этот удар все же выбил спартаковцев из колеи. До перерыва «Спартак» имел лишь один момент. Овчинников пробил с опасного штрафного рядом со штангой. Причем попади Овчинников в ворота, быть бы голу: вратарь гостей лишь провожал мяч взглядом.
В перерыве Первушин сделал сразу две замены. Место в воротах занял Куликов, которого, скажем, забегая вперед, за весь второй тайм потревожили лишь раз. Вместо Голякова вышел Лоскутов. И надо сказать, что Кирилл не был похож на себя самого. Да, пару привычных проходов по флангу он совершил. Но вот подачи он выполнял не нацеленные, а просто в штрафную. Так во всяком случае показалось с трибуны. Совсем иначе действовал на правом крае Харин. Александр буквально затерзал оборону гостей своими скоростными проходами. Игроки «Мордовии» весь матч нещадно били нашу «девятку» по ногам. В общем, хочется надеяться, что хоть за правый край «Спартака» можно быть спокойным. Видно было, что тренеры смогли вновь поднять боевой дух спартаковцев. «Спартак» вновь пошел вперед. И опять имел моменты. Но вновь не забил … На этот раз дважды с выгодных позиций промахнулся Саталкин. И опять нельзя было обвинить Олега в том, что он сделал что-то не так.
После этого игра как-то потухла. Потухла настолько, что пришлось включать на стадионе освещение. И нужно сказать, что «Спартак» в третий раз за матч взвинтил темп. Игроки «Мордовии» окончательно забыли о половине поля хозяев. Можно сказать, что последние 20 минут «Спартак» проводил одну большую атаку. Когда с убойной позиции Лопатин послал мяч над перекладиной, стадион отчаянно вздохнул. Почти тут же мяч, посланный с левого фланга, попал в руку защитнику «Мордовии». Не могу утверждать, была ли эта умышленная игра, или мяч случайно попал в руку. Но тот факт, что сразу четверо спартаковцев, находящихся в этот момент в штрафной одновременно вскинули руки, обращаясь к судье, говорит о многом. Но арбитр во второй раз показал играть.
Наступила 85 минута матча. Кульминация. Андрей Овчинников, каким-то образом оказавшийся на правом краю подхватил мяч и помчался вперед. Красивым финтом обыграл одного защитника. Затем прямо перед штрафной прошел меж двух игроков саранцев и уже почти выскочил к воротам, когда один из них – а именно автор гола Снимщиков – откровенно сбил Андрея. Судья тут же показал капитану «Мордовии» желтую карточку, оказавшейся у него второй. «Спартак» получил право на опаснейший штрафной, а «Мордовия» мало того осталась в такой непростой момент вдесятером, так еще и потеряла своего лидера. К мячу подошли Проскуряков и Овчинников. Бил Проскуряков. Но удар вышел бесхитростным и неточным, и мяч прошел рядом со штангой.
Тут же вместо Зиянгирова вышел Коробов. Можно было бы написать, что «Спартак» пошел ва-банк, но клуб и так не покидал половину поля гостей. И вот уже на исходе основного времени кого-то из спартаковцев уложили в штрафной. Пенальти! Болельщики, уже почти покинувшие стадион, с надеждой устремили взгляды на Андрея Овчинникова, который подошел к одиннадцатиметровой точке. Сказать, что в этот момент воздух был пропитан нервозностью, ответственностью и напряжением – значит не сказать ничего. Андрей пробил сильно, но прямо в перекладину. Почти что как Роберто Баджо в известном матче. Стадион ухнул. Андрей упал, обхватив руками лицо.
Почти сразу судья дал свисток об окончании матча. Большинство игроков «Спартака» еще долго не покидали поле. Кто-то сидел на газоне, обхватив руками колени. Кто-то согнулся, смотря на землю. Последним шел в раздевалку Андрей Овчинников. Вытирая то ли пот, то ли слезу. На душе в этот момент было грустно-прегрустно ...
В итоге не рациональное поражение «Спартака». Если футбольный Бог существует, то после этого матча у него большущий долг перед «Спартаком». Говорить банальных слов не хочется. Но отчего-то кажется, что в предстоящем уже во вторник матче с пензенским «Зенитом» нас ждет совсем иной результат.Эрик АГАБЕКЯН
Тамбовспорт |